Кривая забывания Эббингауза

Практики

Что такое кривая забывания?

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания» в монографии «Память». Он проводил опыты на себе и студентах: нужно было заучить бессмысленные слоги, используя разные техники запоминания. Сам Эббингауз фиксировал время и наблюдал, как скоро испытуемые забудут эту информацию. 

Оказалось, что после первых 20 минут студенты помнили 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20% заученного. Эта зависимость получила название кривой забывания Эббингауза

Кривая забывания показывает, как быстро вылетают из памяти новые знания и, что люди забывают информацию не линейно.

Учёный провёл второй эксперимент для сравнения результатов. На этот раз нужно было заучивать не бессмысленные слоги, а связный текст «Дон Жуана» Байрона, равный по объёму. Результат оказался примерно таким же — со временем удавалось воспроизводить меньшее количество информации. Именно поэтому даже отличники за лето порой забывают программу прошлого класса.

В 2015 году нидерландские учёные Джаап Мурр и Джори Дрос подтвердили концепцию Эббингауза.

Как устроена человеческая память

Чтобы понять, как люди запоминают информацию, нужно знать, что мозг имеет различные «диски хранения» в виде памяти:

  • Сенсорной. Все увиденное и услышанное хранится в течение короткого времени. Если в процессе разговора информация не оценивается как необходимая, она будет немедленно удалена, чтобы освободить место для новой. То, что представляет интерес, переходит на следующий уровень.
  • Кратковременной. Здесь данные содержатся от секунд до минут, чтобы помнить, где остались ключи от машины и кому перезвонить.
  • Оперативной. Объем знаний, хранящийся ровно столько, пока применяется в повседневной жизни: иностранный язык, тригонометрические формулы.
  • Долговременной. Тут информация должна храниться на протяжении всей жизни: детские впечатления (эпизодическая память), словарный запас и знания по специальности (семантическая память). Многие процессы заключены в скрытую (имплицитную) форму, куда каждый обращается бессознательно — действует не задумываясь. Часто это двигательные процессы: плавание, езда на велосипеде или автомобиле.

Только во время сна мозг решает, какой материал перезапишется с одного диска на другой. Во сне информация сортируется и объединяется, но может и искажаться, так как наша память хранится в сети примерно из 200 миллиардов нервных клеток. Взаимосвязанные нейроны в разных областях мозга хранят воспоминания, особенно положительные.

Почему необходимо забывать

Бытует мнение, что забывание является нарушением работы мозга. Но это важный и недооцененный процесс. Без очистки файлов памяти невозможно мыслить абстрактно.

Ученые рассматривают забывание как противоположность воспоминанию. Все, что люди помнят, переживают или планируют на будущее, зависит не исключительно от имеющихся воспоминаний, но и чего они больше не знают. Поскольку жизнь постоянно меняется, для человеческого мозга крайне важно забывать. Чтобы приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды, необходимо набираться нового и разучиваться, а потом заново восстанавливать в памяти выученное раньше.

Если автомобиль сейчас припаркован возле магазина, то совершенно неважно, где она стояла неделю назад, поэтому предыдущее место парковки спокойно замещается новой информацией.

Люди воспринимают слишком много информации разными органами чувств — их с утра до вечера бомбардируют шумы, запахи и образы. Если бы мозг помнил все, он бы напоминал запутанную кладовую, где важное погребено глубоко под тривиальным.

Как запомнить раз и навсегда

Кривую забывания Эббингауза можно «сломать», если повторять информацию через определённые промежутки времени. Допустим, ребёнок выучил несколько английских слов. Как только он закроет тетрадь, процесс забывания будет запущен. Его можно остановить повторениями информации. Но не хаотично, а строго по схеме:

  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20 минут после первого;
  • третье повторение — через восемь часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

При этом чтобы запомнить информацию раз и навсегда, важно именно «доставать» слова из памяти, а не подглядывать в словарь. Для запоминания на более длительный срок можно использовать следующую схему:

  • первое повторение — сразу после заучивания;
  • второе повторение — через 20–30 минут после первого;
  • третье повторение — через один день после второго;
  • четвёртое повторение — через две-три недели после третьего;
  • пятое повторение — через два-три месяца после четвёртого.

Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время, а лучше вести дневник.

Человеческий мозг подобен мышце, которую можно тренировать с помощью правильных методов запоминания.

Процесс тренировки включает 4 этапа:

  1. Обработка. Во время лекции информация поступает в мозг через сенсорные рецепторы, сохраняясь доли секунды. Там она фильтруется и остается только то, что понятно.
  2. Кодирование. Поступившие данные оказываются в кратковременной или в оперативной памяти. Они помогают решить математические задачи или исправить электронную таблицу.
  3. Хранение. Перемещение информации из краткосрочной в долговременную память не происходит естественным образом. Мозг не принимает решение самостоятельно — необходимо использовать одну из техник заучивания, чтобы гарантировать сохранение воспоминаний.
  4. Извлечение. Врожденное внимание и то, как информация кодируется и хранится, определяет, насколько успешно можно получить к ней доступ.

Чтобы кратковременная память стала долговременной, ее необходимо укреплять, и она сохранится на длительный срок. Подобная консолидация достигается за счет нескольких методик:

  • С помощью слов (вербальное) — фрагментация, мнемотехника, объединение текстов с мелодией, рифмы, логически связанные ассоциации, повторения.
  • Визуальное — связывание элементов от первого до последнего между собой, конспектирование ручками разных цветов, запись текста на карточках, дворец памяти.

При наличии терпения и достаточной практики каждый может улучшить свою память и научиться запоминать вещи.

Эффект повторения

В исследованиях Эббингауза четко видно: интервалы забывания на кривых отодвигались по времени дальше, когда ученый повторял заученные слоги. Кроме записей необходимой информации на карточках, каждый может научиться нескольким методам повторения:

  • Нанизывание. Если нужно запомнить длинное стихотворение, то следует правильно распределить время на заучивание. Тогда в каждом интервале придется запоминать один куплет, постоянно повторяя предыдущие. К последнему куплету весь стих будет находиться в памяти.
  • «Дом, который». Пересказывать текст, предназначенный к запоминанию, по принципу популярного стишка, где каждое следующее действие связано с предыдущим.

В течение заучивания и повторения важным остается факт понимания темы. Сначала желательно изучить вопрос, а дальше стараться запомнить. Зазубривание материала не оставит в памяти никакого следа. 

С любовью к вам,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

По всем вопросам обращайтесь
вконтакте  или в телеграм личным сообщением

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий