Пирамида Маслоу: уровни потребностей, как применить на практике

Бизнес психология

Теория иерархии потребностей

Пирамида потребностей Маслоу — одна из самых известных теорий мотивации американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида Маслоу — это последовательные потребности людей, которые складываются от самых простых до более глубоких.

В знаменитой пирамиде Маслоу, отображающей иерархию человеческих потребностей, есть пять основных ступеней и две дополнительные. Ступень получения знаний и эстетического удовлетворения находятся перед разделом с реализацией духовных ценностей. 

При этом важно отметить, что один тип желаний не может заменить другой (например, нельзя удовлетворить духовные потребности и не удовлетворять при этом потребностей физиологических). Все ступени важны, нельзя какую-то убрать из графика — возможность достичь полной гармонии появляется только при наличии и достижении желаний всех разделов.

Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей

Маслоу Абрахам был рождён в 1908 году Киевскими эмигрантами Нью-Йорке. Еще в юном возрасте на мальчика возлагают большие надежды, он показывал свои способности в школьный период. 

Он учился менее года на юриста в колледже, однако это направление не заинтересовало его. Психологию Абрахам познал в институте Корнелла. Юноша в 28 году прошлого столетия стал обучаться в Висконсинском университете психологии под предводительством Гарри Харлоу, изучавшим поведения обезьян.

После получения классического бихевиористского образования юноша защитил научную работу, посвященную изучению взаимосвязей социальных качеств и сексуальности у обезьян.

Учёный был какое-то время бихевиористом (изучал поведение людей и животных), но со временем он начал углубляться в эту сферу и общаться с другими учёными из этой сферы. Более всего учёного впечатлил Джон Б. Уотсон. О нем автор отзывался, как о человеке, который привёл его в сферу психологии. 

Однако по словам Абрахама, такая теория хороша только в лабораторных условиях, её нельзя использовать в реальной человеческой жизни. Она не помогает найти полезные и главные ценностные ориентиры, однако она мотивирует человека, обеспечивает стимул действовать.

В 1937 году прошлого века Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже и встретил там Альфреда Адлера, Макса Вертгеймера, Эриха Фромма, Рута Бенедикта и других знаменитых психологов. Под их влиянием мужчина начал выполнять уникальные исследования здорового класса общества — это послужило основой теории о самоактуализирующемся человеке.

Если сначала психологов интересовали только люди, у которых есть психические отклонения разного рода, то благодаря Абрахаму исследования проводились со здоровыми и психически уравновешенным личностями, благодаря чему сформировалось позитивное, гуманистическое восприятие человеческой природы.

Такой подход позволил психологу посмотреть на человеческие потребности с новой стороны.

Однако группа бихевиористов такой подход воспринимать не хотела. Люди из такого сообщества не обращали внимание на проявление любви, самореализации и других социальных проявлений, но Маслоу удалось не только провести исследование на их основе, но и предоставить обществу более точное описание человеческой реализации. Из-за этого долгое время социум не хотел принимать психолога всерьёз.

Но в период с 1950-1960 годов в новом гуманистическом направлении исследования психолога стали популярными. В 1967 году Абрахама избрали на пост президента в Американскую психологическую ассоциацию.

Суть теории пирамиды потребностей

Маслоу изучал потребности человека, их формы, порядок повышения потребностей, степени удовлетворения потребностей и их воздействие на поступки, поведение и образ деятельности человека, и делал это совершенно иначе, чем современная ему психология. Согласно его теории, существует несколько иерархических уровней потребностей человека от базовых или низших уровней до возвышенных:

Физиологические потребности

Удовлетворение этих потребностей нужно для жизни и её продолжения. Маслоу отнёс к ним пищу, воду, дыхание, сон и размножение. Человек инстинктивно стремится обеспечить себя всем необходимым из этого списка. А уже потом, когда эти потребности удовлетворены, двигается дальше.

Когда голод, холод, жажда и сексуальное желание преобладают над человеком, он может даже не обращать внимания на внешнюю угрозу. Конечно, социальный статус и эмоциональный голод уходят на второй план, впереди остаются только действия, диктуемые природными процессами.

Эту ступень невозможно убрать ни из одного варианта интерпретации пирамиды, она является жизненной необходимостью, а не прихотью, подобный опыт проживал каждый человек. 

Без удовлетворения базовых потребностей невозможно уделить внимание более высоким желаниям. Здоровый организм самостоятельно регулирует температуру, кровяной состав, количество питательных веществ, метаболизм и другие физиологические процессы, нужные для стабильного функционирования организма.

Если в организме дефицит каких-либо веществ, человек становится «счастливым» обладателем парциального голода, из-за чего возникает специфический аппетит. В этом случае организму требуются силы на избавление от недостатка физических ресурсов. При этом индивид не может думать о научных проблемах или вопросах искусства, его волнуют только природные инстинкты.

Однако автор теории в этом случае говорит об удовлетворении высших нужд через базовые желания. Когда индивид испытывает чувство голода, он принимает пищу и чувствует безопасность. Когда возникает потребность в сексе и личность удовлетворяет её, она становится ближе с партнёром, получает и отдаёт любовь. Таким образом, высшие желания автоматически исполняются.

Потребности в безопасности

Человеку важно ощущать защиту: себя, своих интересов, финансов, материальных ценностей, здоровья, будущего. Пока человек не будет чувствовать себя в безопасности хотя бы частично, он не будет двигаться дальше, например, не будет заниматься творчеством.

Проблемы второй ступени — обеспечение себе постоянного дохода, устранение тревожного состояния. Если у человека удовлетворены желания второго типа, он чувствует себя уверенно и безопасно. 

Когда у индивида постоянно включён режим ожидания и тревоги, он не способен думать о других вещах. Если на улицах государства преобладают беззаконие и хаос, есть постоянный риск потерять финансовые накопления и доход, человек не может сосредоточиться на получении престижного социального статуса, у него меняется мировоззрение и ценностная философия.

Социальные потребности

Когда человек удовлетворил свои самые важные базовые потребности, он ощущает необходимость социализации. Ему уже нужны общение, друзья, семья.

У человека появляется потребность испытывать любовь и получать её от других членов общества, обрести признание социума, получить привязанность и самому привязаться к другим людям, познакомиться с людьми со схожими интересами. 

Теперь возникает желание создать семью, завести детей, обрести любимого человека, получить поддержку друзей и так далее. У индивида возникает желание найти группы по интересам, со схожим мировоззрением и философией личности. 

Когда физиологическая нужда удовлетворена, личность защищена от внешних угроз и материальной нестабильности, можно работать над чувством одиночества, обсуждать с близкими переживания, успехи и надежды. 

Теперь нужно, чтобы человека кто-то понимал и нуждался в нем. Даже простое письмо в чате или на сайте, пусть, например, даже от бота, станет хорошей базой даже для закрытия основных потребностей.

Ещё когда люди жили в племенах, они собирались группами, чтобы справляться с невзгодами жизни. Сейчас же люди живут цивилизованной жизнью, социальные нормы и материальное состояние сильно изменились. Сейчас люди меньше общаются друг с другом с глазу на глаз, однако потребность в общении не пропала.

Большинство людей только общаются с коллегами на работе, но при этом хотят любви и заботы. Такая ситуация становится глобальной проблемой, ведь каждый человек словно живёт в своей ракушке, не думая о своих и чужих ощущениях. 

Если такие желания не выполняются, человек не адаптируется к социальной среде, что в итоге приведёт к серьёзным психологическим отклонениям и патологиям.

Уважение и признание

Чем ближе к вершине пирамиды, тем более «духовными» становятся потребности. На этой ступени человек нуждается в признании и хочет добиться статуса и уважения в обществе. Это он может сделать по-разному. Например, может получить образование и подняться по карьерной лестнице. Или стать волонтёром и спасать животных. Какое именно признание нужно и как его получить — зависит от стремлений и желаний самого человека.

Каждый психически здоровый человек рано или поздно нуждается в высокой оценке талантов, признании заслуг перед социумом. Это влияет на состояние эго.

Маслоу выделяет два типа уважения:

  • Желание и стремление, которое основано на личных заслугах, достижениях и успехе (интеллектуальная способность, профессиональный рост). Из-за признания человек становится независимым, уверенным и свободным.
  • Престиж и репутация, которую другие члены общества выражают конкретной личности. От славы, внимания, статуса и признания окружающими зависит внутреннее эмоциональное состояние личности. Если эти желания достигнуты, человек чувствует, что он нужен и важен для мира.

Когда данные потребности не удовлетворены, у человека может возникнуть депрессия, неуверенность в своей нужности, различные психические отклонения. Внутренняя удовлетворенность собой, в основу которой ложится полученное признание и уважение, складывается здоровая и адекватная. При этом она не должна основываться на намеренной похвале, единичном успехе и лести.

Духовность. Самореализация

Эта ступень является последней в любой интерпретации пирамиды. В последней версии добавились ещё два типа, о которых расскажу чуть ниже.

Когда все основные потребности удовлетворены, человек может переходить к работе со своим духовным состоянием. Стоять на этой ступени довольно престижно, однако прийти к ней довольно сложно. 

К примеру, человек работает строителем, воспитывает прекрасных детей, имеет хорошие отношения с супругой и постоянный стабильный доход, живёт в демократичном обществе, получает нужную информацию и эстетическое удовольствие. 

Однако строитель также любит сочинять музыку, но не делает этого. Потребность в написании композиций является нереализованным потенциалом, который в итоге все равно не дает человеку жить полноценной жизнью.

При этом потребности пятого уровня не являются эгоистическими, они должны быть гуманными и приносить пользу обществу (картина, музыка, стихи, проза и так далее).

В своих более поздних работах Маслоу добавил ещё одну ступень потребностей — трансцендентность. Он считал, что на этом уровне человек выходит за грань своих возможностей — переживает духовные трансформации или, например, ощущает себя частью Вселенной. Но этого уровня достичь удаётся не всем.

Познавательные потребности

В первой версии пирамиды этого уровня не было, однако позже Маслоу решил его добавить. Она идет до самоактуализации. Здоровые люди, по мнению автора, хотят изучить неизведанные, таинственные сферы. Если у индивида не возникают вопросы, он начинает скучать. При этом когда личность тянется к знакомым и привычным явлениям, у него появляется компульсивно-обсессивное расстройство и другие психические отклонения.

У людей возникает психологическая патология, когда работа осуществляется по одному принципу, жизнь течет без изменений. Такие люди могут потерять ценность жизни, перестают интересоваться событиями окружающего мира, деградируют в моральном плане. 

Эстетические потребности

Некоторые люди стремятся создать эстетическое пространство вокруг себя, при этом каждый имеет разную тягу к эстетике. Когда вокруг человека некрасивые, уродливые и отвратительные вещи, он может даже заболеть на физическом уровне. 

Эффективное средство избавления от неудовольствия — обратить внимание на внутренне близкие ценности. Психолог считает, что здоровые дети всегда следят за эстетикой окружающей среды.

С внешней стороны эстетические нужды индивид удовлетворяет при помощи создания структуры, системы, порядка, симметрии и так далее. Однако излишнее проявление структурированности (перфекционизм) является психологически отклонением от нормы.

Применение в жизни

Теория Маслоу помогает провести анализ программы деятельности окружения индивида, а также сформировать личные потребности. Она помогает задуматься над своими предпочтениями и желаниями, а также быстрее их реализовать. 

Люди могут задуматься о полной свободе, опираясь на семь ступеней, что позволяет избавиться от страхов, переживаний, тревожного состояния и перейти на сторону удовлетворенности и наслаждения моментом.

Альтернативные теории

Определенные идеи Маслоу продолжают активно развиваться в трудах других известных ученых психологов – его последователей, и стали основой многочисленных альтернативных теорий. Вот некоторые из версий:

  • Теория Альдерфера. Выделены следующие группы потребностей: существования (Existence), связи (Relatedness), роста (Growth). Особенность теории в отсутствии иерархии, как у Маслоу.
  • Теория МакКелланда. Выделены следующие группы потребностей: власть, успех, причастность. Низшие потребности в рамках данной теории не рассматриваются, т.к. по мнению исследователя они всегда удовлетворены в той или иной мере.
  • Теория Герцберга. Ученый исследовал удовлетворение от выполненной работы и в своей теории рассматривал только факторы, влияющие на удовлетворение сотрудника. Такие факторы делятся на две категории – мотивационные и удерживающие.
  • Теория Портера – Лоулера. Ученые работали над комплексной моделью мотивация и личность. В нее включается пять пунктов: усилия, оценка процесса, результат, награда, степень удовлетворения.
  • Мотивационная теория подкрепления. Базируется на понимании последствий любого действия или поведения, которые бывают позитивными и негативными. Если действие подкрепляется позитивными результатами, формируются установки на повторение этого действия.
  • Классификация потребностей по П.В. Симонову. Выделяются три группы потребностей – витальные, социальные, идеальные.
  • Психотехнический подход Г. Мюнстерберга. Исследования в области психологии труда и организации условий труда так, чтобы они стимулировали рабочий процесс.

С любовью к вам,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

По всем вопросам обращайтесь
вконтакте  или в телеграм личным сообщением

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий