Первая стадия развития
По теории развития Эриксона, младенчество – это первая стадия развития, которая происходит с рождения до около 18 месяцев. В этом возрасте основным конфликтом развития является базальное доверие – базальное недоверие.
По Фрейду первая психологическая стадия развития человека соответствует оральной стадии и охватывает первый год жизни.
Базальное доверие означает, что ребенок развивает уверенность в том, что мир является безопасным и предсказуемым местом. Он учится доверять своим родителям и окружающим людям, а также развивает уверенность в себе. Ребенок, который чувствует базальное доверие, ощущает, что его потребности будут удовлетворены и что люди вокруг него заботятся о нем.
Доверие зависит от мамы
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
“Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова “доверие”, которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства “все хорошо”; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других” (Erikson, 1963a, р. 249).
Если ребенок не получает достаточного внимания, заботы и ухода со стороны родителей или окружающих людей, он может развить базальное недоверие. Это может привести к недостатку самоуверенности, страху перед другими людьми и нежеланию исследовать мир вокруг себя.
Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу “отделения” от нее.
Причины первого человеческого кризиса
Эриксон глубоко проанализировал причины первого человеческого кризиса. Основной причиной является несостоятельность матери, ненадежность и отвергание ею ребенка. Данные обстоятельства могут сформировать у ребенка психологические установки страха, подозрительности и опасения за свое благополучие. Данная установка будет проявляться на более поздних стадиях развития личности и будет направлена, как на целый мир, так и на отдельных людей.
Эриксон считает, что чувство недоверия может усиливаться у ребенка, когда мать начинает смещать фокус внимания с него на занятия, которые были для нее важны до беременности. Возобновляет карьеру например или рождает еще одного ребенка.
Из-за чего возникает недоверие
Чувство недоверия также может формироваться если родители придерживаются разных взглядов в воспитании ребенка или чувствуют себя неуверенно в роли родителей. Противоречия родителей в системе ценностей с культурой, где они живут может также негативно влиять на ребенка, создавая атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего появляется недоверие. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.
Основная идея теории Эриксона состоит в том, что кризис “доверие – недоверие” будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития. Разрешение кризиса доверия имеет важное значение в развитии личности человека.
По сути одинаково важно ребенку определить чему в этйо жизни можно доверять, а чему доверять не стоит.
Надежда – первое положительное качество Я
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта “доверие-недоверие”, Эриксон обозначает термином надежда. Надежда, это первое положительное качество Я, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда институт религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он становится неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другие, более значимые источники веры и уверенности в будущем (например, достижения науки, искусства и общественной жизни).
С любовью к вам,
Психолог. Трансформационный тренер
Мария Марихами