Формирование личности: трудолюбие – неполноценность.

Практическая психология

Формирование способностей к логическому мышлению и самодисциплине

Согласно теории развития Эриксона, формирование способностей к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействия со сверстниками формируется от 6 до 12 лет – “школьный возраст”. В этот период ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

Эриксон утверждает, что в примитивных культурах образованию детей не уделяют много внимания, т.к. это не целесообразно. Умение обращаться с хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. А в тех культурах, где имеется своя письменность, детей прежде всего учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре детей обучают по-разному, они становятся повышенно восприимчивыми к технологическому этосу * своей культуры и своему тождеству с ним.

* Этос (от греч. “ητοζ” – “обычай”, “нрав”, “характер”) – совокупность стабильных черт. (Прим. перев.)

Как развивается чувство трудолюбия

Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают узнавать больше о своей культуре, обучаясь в т.ч. в школе. Термин “трудолюбие” отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Этот интерес подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о “технологических элементах” социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Самотождественность ребенка теперь выражается так: “Я – то, чему я научился”.

Появление чувства неполноценности

В процессе формирования личности на этой стадии существует опасность появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Критерии достоинства

Итак, формирование у ребенка чувства компетентности и трудолюбия сильно зависят от школьной успеваемости (в частности, в тех культурах, где есть письменность). Эриксон видит в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Карл Маркс писал, что такие люди подчиняются “ремесленной тупости”.

Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

В этот период формирования личности важно объяснить ребенку, что успех в жизни не сводиться только к работе, а о достоинствах человека нельзя судить только по социальным достижениям.

С любовью к вам,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий