Путь от биологии к духу
Что стоит за половым влечением? Только ли инстинкт размножения, физиология, гормоны? Или — как утверждала Эстер Хардинг, одна из ярчайших учениц Карла Юнга, — сексуальность есть нечто гораздо более многогранное: путь к Самости, к целостности, к божественной искре в человеке?
Хардинг исследует эволюцию сексуального инстинкта не только как биологического импульса, но и как символического процесса, который проходит этапы трансформации от животной природы к духовной. Сексуальность, по Хардинг, — это архетип, живущий в каждой женщине и в каждом мужчине, и он связан не столько с «плотью», сколько с глубинной потребностью быть целостным, соединённым, узнанным.
Сексуальность — не просто биологический инстинкт. Это психическая энергия, скрывающая в себе потенциал трансформации, путь не только к телесному наслаждению, но и к духовной зрелости.
Первая ступень: инстинкт выживания рода
На первом уровне сексуальный инстинкт работает как биологическая программа. Это уровень природы, уровня зверя, где всё подчинено закону жизни: привлечь партнёра, продлить род, сохранить вид. Здесь действует афродизиак тела: запахи, гормоны, формы, которые влекут, захватывают, возбуждают.
Бремя сексуального инстинкта у мужчин представляет в основном напряжение, требующее разрядки посредством физического контакта. А у женщин, напротив, он проявляется в томной пассивности и желании, чтобы с ней что-то сделали. И здесь не достигает еще той степени психической модификации, которая необходима для реальной заинтересованности объектом. Поэтому на данном этапе для удовлетворения подходит почти любой партнер, при условии наличия раздражителя, способного запустить физиологический механизм.
Этот уровень важен и необходим. Но Хардинг подчеркивает: если человек остаётся только на нём — он не развивается. Он как бы «застревает» в круге повторений, где секс — это либо голод, либо бегство от одиночества, но не путь к встрече.
Хардинг описывает сексуальный инстинкт как одну из форм либидо — жизненной энергии, пронизывающей психику человека. Эрос здесь — не божество любви, а стремление жизни выжить, укорениться, передаться дальше. Секс в этом контексте — инстинкт, не требующий осознанности. Но человек — не просто тело. И здесь начинается эволюция.
Вторая ступень: персонализация сексуальности
Сексуальность начинает связываться с эмоцией. Такая эмоция должна бы называться любовью, но ее природа существенно варьирует в зависимости от стадии психологического развития, которого достиг человек. Здесь уже важны качества партнера. Но и при этом объект символизируется красивой девушкой или юношей и все еще остается неопределенным привлекательным объектом, он (желаемый объект) не является еще конкретной личностью.
Легенды и мифы отражают эту стадию в виде, например, мужчины, окруженного множеством красивых девушек, которые представляют, по сути, его собственные эротические импульсы. Это не женщины, а персонифицированные собственные потребности.
Соответствующее этой стадии женщина мечтает о сильном и властном мужчине, полностью поглощенном желанием пленить ее. Его привлекательность заключается в грубой силе и исключительном интересе к ней. Такая женщина ощущает себя опустошенной и страстно желает не что-то делать или как-то действовать, а быть заполненной. Часто прикрывается светской маской.
Значимость здесь только в том, что если психологическая структура отношений не будет построена на фундаменте физиологической сексуальности, то постоянной основы для любовной связи не будет.
На этой ступени инстинкт начинает обретать человеческие черты. Появляется чувство. Появляется отношение. Сексуальность выходит за рамки физического — в область межличностного, влюблённости, эмоциональной связи. Это уже не просто «акт», это встреча двух миров, это очарование, романтика, страдание, ревность, наслаждение — всё то, что делает сексуальность личной драмой.
Но именно на этом уровне возникают и главные тени: сексуальная зависимость, проекция идеального образа, борьба за власть через тело. Хардинг пишет, что многие остаются здесь — и страдают, потому что подсознательно ждут от секса не удовольствия, а спасения. И когда оно не приходит — наступает разочарование.
Именно здесь происходят самые частые внутренние конфликты: стремление к слиянию сталкивается со страхом потери себя. Сексуальность становится ареной между эго и бессознательным.
Третья ступень: символическая функция сексуальности
Здесь уже объект желания дифференцируется от всех остальных как любимый, но любовь здесь относится все же не к самому объекту, а к ценностям, проецируемым из собственного бессознательного. Отсюда – «любовь с первого взгляда». Там где проекция взаимна, люди ощущают удивительное родство душ, необъяснимое взаимопонимание и гармонию.
Уязвимым местом является то, что их единство основывается на иллюзии, которая может рассеяться при первом соприкосновении с реальностью. То что привлекает в партнере является собственными скрытыми потенциальными возможностями. Психическими факторами, избежавшими сознательной адаптации, через осознавание и контакт с ними.
На этой ступени начинается настоящее алхимическое превращение. Сексуальный инстинкт поднимается в сферу символа. Секс становится не просто встречей тел или чувств, а таинством. Мужское и женское — это уже не роли и функции, а архетипы. В мужчине женщина ищет своё Солнце, в женщине мужчина — свою Луну. Это союз Анимы и Анимуса, внутренний брак.
Хардинг говорит, что только здесь начинается путь к Самости. Только когда сексуальность перестаёт быть способом «иметь» и становится способом быть — человек начинает переживать истинную близость, мистический союз, где плоть — это не барьер, а мост к душе.
⠀
Этот уровень возможен не с каждым. И не всегда. Он требует зрелости, внутреннего пути, встречи с тенью и отказа от иллюзий. Но именно он ведёт к той любви, которую алхимики называли coniunctio oppositorum — соединением противоположностей.
Сексуальный союз здесь — это архетипический образ, в котором душа стремится к целостности. В этом контексте сексуальность может быть даже без физического выражения, но быть насыщенной духовным значением. Как пишет Хардинг, либидо, освободившись от конкретной формы, может быть трансформировано в стремление к Богу, к Самости, к смыслу.
Четвертая ступень: Интеграция инстинкта в Самость
Здесь интересы «я»(эго) – желание добиться своего и быть всегда правым – как имеющего центральное значение в психике, начинает вытесняться новым фактором. Здесь сама
психологическая взаимосвязь людей может приобретать большую ценность, чем любые частные интересы «я».
Здесь требуется принять в себя Другого. Это означает некоторого рода духовную смерть. Объединяясь с чем-то отличным от себя, с тем, что одновременно и в нем и вне его, человек ощущает себя потерянным для себя. Но только после прохождения этой стадии, возможны полноценные близкие отношения, в которых развитая, не эгоцентрическая сексуальность, связанна с ростом доверия в развивающейся психологической взаимосвязи двух людей.
Для Хардинг сексуальность — это энергия, которая может быть разрушительной, если ею управляют неосознанные импульсы, и созидающей, если она служит душе. Она может быть бесконечно телесной — и бесконечно духовной.
На завершающем этапе эволюции сексуальный инстинкт не подавляется, а преображается. Либидо трансформируется в творчество, медитацию, внутреннюю жизнь. Этот этап требует внутренней работы, встреч с тенью, отказа от проекций и воссоединения со своей Самостью. Сексуальность, прошедшая этот путь, становится не только местом встречи с другим, но и пространством обретения себя.
Эволюция инстинкта — это не отказ от плоти. Это её преображение. Как писал Юнг: «Мы не становимся просветлёнными, воображая свет, но осознавая тьму». Так и сексуальность просветляется только тогда, когда мы признаём её силу, приручаем её, уважаем её символику и даём ей место — не как греху, не как долгу, а как священному огню жизни.
Это уже не сексуальность тела, а сексуальность духа — эротическая энергия, которая соединяет человека с его подлинной природой.
Путь сексуального инстинкта — это путь инициации. В каждой женщине, живёт та, кто призвана пройти через телесное, эмоциональное и архетипическое измерение сексуальности, чтобы прийти к зрелости, в которой тело и дух уже не разделены, а соединены в едином ритме.
Эта эволюция не быстрая и не линейная. Но именно в осознанности сексуальности кроется путь к личной трансформации. И, как говорит Хардинг, «духовное рождение невозможно без включения сексуального начала — но уже в его символической, преображённой форме»
С любовью,
Практический и семейный психолог. Ментор. Гипнотерапевт
Мария Марихами
По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в телеграм личным сообщением







