Инициация женщины в терапии

Практическая психология

От девочки к женщине

Каждой женщине необходимо в своей жизни осуществить переход от состояния девочки к состоянию взрослой женщины. Мы называем этот переход инициацией. Слово “инициация” заимствовано из антропологии, в переводе с английского оно означает “принятие в группу”.

Традиционно, признаком того, что женщина прошла свою инициацию, считается начало сексуальной жизни, замужество, рождение детей. В жизни часто обладая перечисленными признаками, женщина не чувствуют себя взрослой и зрелой.

Для настоящей инициации современной женщине недостаточно формальных признаков. Необходима психологическая инициация, то есть не внешний, а внутренний переход из одной стадии в другую. Такие переходы отражены в сказках и мифах разных народов.

Сказки являются отражением коллективной метафоры, содержат в себе и передают из поколения в поколение общечеловеческие истины. Сказки, затрагивающие тему инициации женщины – «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Госпожа Метелица», «Золушка», «Спящая красавица», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Снегурочка», а также древнегреческий миф о Психее.​

Сходство сказочных сюжетов

Сюжет кратко можно изложить так: мачеха, обнаружив, что падчерица подросла и стала хороша собой, старается сжить ее со свету. Отец не заступается за дочь перед обидчицей. Наконец, мачеха дает задание, которое представляет собой смертельное испытание для девушки. Кто-то помогает девушке с ним справиться. Появляется молодой человек, который влюбляется в неё. В эпилоге – счастливое замужество героини, зависть сестер, посрамление мачехи или даже ее гибель.

Итак, что хочет народ сказать сюжетом, повторяющимся из сказки в сказку? Возникает целый ряд вопросов, ответы на которые, как нам кажется, проливают свет на то, как должна проходить психологическая инициация девушки.

Почему мачеха, а не мать?

Какая метафора скрыта за этим образом? Это злая мать, причем не родная. Формально она не мать, а жена отца. В обычной семье у женщины две функции: мать и жена. Как мать она любит свою дочь и желает ей добра, а как жена она является женщиной и соперницей своей дочери в конкуренции за мужчину. Когда девочка растет в семье, она входит в треугольник: отец-мать-ребенок.

Когда она вырастает и перестает быть ребенком, меняются роли людей, входящих в треугольник. Родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец – как мужчина, а дочь – как молодая женщина. Самый близкий и доступный для дочери мужчина – отец. Женщина больше не востребована как мать, и метафорически она превращается в «мачеху». Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину – отца. Треугольник становится таким: женщина – мужчина – девушка.

В большинстве сказок у мачехи есть родные дочери, и она к ним очень добра. Мачеха злая к падчерице не сама по себе, а в силу своей второй роли. Соперницей является только падчерица, так как она красива и молода. Поскольку собственные дочери в сказках не востребованы мужчинами, то матери не о чем переживать, они для нее продолжают быть детьми, а не соперницами.

Почему отец пассивен и не заступится за дочь?

Все эти сказки не про мужчин. У главной героини ни в одной из перечисленных сказок нет братьев – только сестры! Активную роль в конфликте играют две фигуры: девушка и взрослая женщина, которая царила до того, как расцвела молодая соперница. Во всех этих сказках центральной темой является женский конфликт. Вместо отца мы должны видеть мужчину, который между двумя женщинами выбирает ту, которая может быть партнершей. Поэтому он выбирает свою жену. Если говорить по сути, то девочки и бабушки мужчин не интересуют, интересуют женщины в детородном возрасте.

Почему в сказке главная героиня в возрасте девушки?

В сказке взят наиболее кризисный, переходный момент для обеих женщин. До этого момента конфликта не было, треугольники совпадали, и одна роль не противоречила другой. Теперь же былая иерархия — «взрослый-ребенок» — должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет.

У обеих женщин – период смены жизненных задач. Задача девушки – пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери – пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности.

Таким образом, в сказках у девушки есть как бы две «матери». Одна – мачеха, соперница, другая – наставница и помощница. В сказках эти две роли разделены, но в жизни они слиты в одном человеке, и их очень трудно различить. Две роли – стареющая женщина и мать выросшей дочери – находятся в конфликте между собой.

Что происходит с мачехой, когда девушка справляется со смертельным испытанием?

«Если моя дочь – женщина, то я – старуха». А за старостью стоит страх потери привлекательности и потери партнера. А еще глубже – страх смерти. Стареющая женщина хотела бы удержать молодость, красоту, цветущее плодоносящее состояние. И когда она терпит поражение в конкуренции, то ведет себя как при дедовщине: вместо того, чтобы проделать глубокую внутреннюю работу и обрести новую продуктивность в новой сфере, она включается в соревнование за власть.

Поэтому можно вести речь о двух инициациях: одна происходит у девушки (переход в женскую фазу), другая – у женщины (переход в фазу старости).

Инициированная женщина

Итак, в сказках рассматривается самый острый момент в жизни женщины, от исхода которого зависит, будет ли женщина плодоносящей, активной, счастливой или же погибнет как женщина. А как должна проходить инициация в жизни? Как выглядит инициированная женщина?

Как мы уже сказали, когда девочка растет в семье, она входит в треугольник: отец-мать-ребёнок. Когда она вырастает и перестает быть ребенком, меняются роли людей, входящих в этот треугольник отношений. Итак, первая стадия: отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Если мать – инициированная женщина, то она не скрывает тему секса. Она дает своей дочери разрешение на то, чтобы та стала женщиной, и помогает ей пройти инициацию, сама бессознательно представляя собою пример женщины, живущей полнокровной жизнью.

Если же мать не инициирована сама, то тема секса в семье табуирована. Мать манипулирует дочерью, чтобы последняя не получила разрешение быть женщиной. Дочь под влиянием манипуляций видит только один «треугольник» в их отношениях – тот, который ей показывают открыто: «Мать-отец-дочь». Мать сознательно или бессознательно скрывает от дочери, что в треугольнике «женщина-мужчина-девушка» она выступает как соперница собственной дочери.

Стратегии неинициированной женщины

  1. Изоляция («Синий чулок», «Бабушка») — «Секса не существует». Послание: «Ты должна посвятить себя детям» (родителям, воспитанию сестер и братьев, учебе, работе, науке, Родине, Богу и так далее).

К этой группе относятся женщины, которые изолировались от своей женской сексуальности либо уйдя с головой в работу («Синий чулок»), либо в заботу о других («Бабушки»).

Первым присущи черты мужского поведения (особенно если они выросли без отца и заменяли матери мужа); симптомы трудоголизма (они уходят с головой в науку, учебу и т.д.), фанатизм.

Вторые, как правило, посвящают себя детям, причем не своим, а чужим, воспитывая либо приемных детей, либо детей родственников (племянников, например). У тех и других асексуальная внешность, только первые берут пример с мужчин, а вторые — с бабушек. «Бабушки», кроме того, часто страдают от лишнего веса.

2. Протест («Шлюха) — «Если ты занимаешься сексом — значит ты шлюха». Послания: «Секс – это грязно», «Поцеловалась с мужчиной – иди в ЗАГС», «Попробуй только принеси в подоле!»

Это группа женщин с протестным поведением, которых характеризует сверхвнимание к внешности, тему секса подменяют суррогатом – демонстрацией сексуальности. Это те женщины, которые либо вступили в ранний брак (как правило, по беременности), либо они имеют множество партнеров; женщины с темой насилия, содержанки.

Если представительницы первой группы скрывают сексуальную жизнь, то представительницы второй выставляют ее напоказ. В общении для них характерны кокетство, сексуальные провокации и авансы по отношению к мужчинам и конкуренция с женщинами.

3. Подчинение («Вечная девочка) – «Если ты потеряла девственность, ты больше непривлекательна для мужчин», «Ты у меня под колпаком, вижу тебя насквозь».

В глаза бросается неконгруэнтность (несоответствие) во внешности: например, женщина, которой за тридцать, может одеваться как школьница, говорить детским голосом, вести себя капризно. Озабочена тем, чтобы как можно дольше не стареть, сохранить внешность девочки.

Объединяет представительниц всех трех групп то, что все они, так или иначе, асексуальны, или «мертвы» как женщины, не удовлетворены своей сексуальной жизнью и продуктивностью в самом широком смысле.

Коррекция на психотерапевтических сессиях

Как же должна проходить психологическая инициация? Где женщины, которые говорят “ДА”?

Сказки говорят нам: чтобы стать взрослой женщиной, девушке, во-первых, нужно “победить” свою мачеху, которая не разрешает ей взрослеть, потому что не хочет уступить свою территорию. Далее – получить разрешение от матери (в сказках ее роль играет кто-то другой) на личное счастье и совет, как себя вести. И последнее – найти своего мужчину и построить свой дом, свою территорию, свои границы.

Коррекция на психотерапевтических сессиях состоит из таких же стадий, кроме одной: если в сказках понятно, где злая мачеха, а где добрая фея, то в жизни невозможно различить эти две роли, так как они слиты в одной и той же женщине. Вот почему клиентка не может отреагировать свой протест – ей мешает сделать это любовь к матери. И наоборот: она не может сказать о своей любви, потому что мешают неотреагированная обида и гнев.

Источник: Ефимкина Р., Горлова М.

С любовью,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

По всем вопросам обращайтесь
вконтакте  или в телеграм личным сообщением

Подпишитесь на мой ютуб и рутуб

Чтобы узнавать самое интересное подписывайтесь на мой телеграм

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий