Определение своей личности и социальной роли
Период развития ребенка, соответствующий эриксоновскому этапу “Идентичность или смешение ролей”, происходит в подростковом возрасте, примерно между 12 и 19 годами.
В этот период подростки сталкиваются с задачей определения своей личности и социальной роли. Они начинают задавать себе вопросы о том, кто они такие, чем хотят заниматься в жизни, какие ценности им важны. Они исследуют различные возможности и экспериментируют с разными ролями, чтобы найти свое место в обществе.
Одним из главных вызовов этого периода является балансирование между поиском собственной идентичности и принадлежностью к группе или сообществу. Подростки часто сталкиваются с социальным давлением и ожиданиями окружающих, и им может быть сложно сохранить свою индивидуальность и самостоятельность.
Эриксон определил чувство эго-идентичности как
«осознание того факта, что в методах синтезирования эго имеются внутренняя однородность и целостность, стиль собственной индивидуальности, и этот стиль совпадает со значимостью индивида для значимых других из непосредственного окружения».
Задача состоит в отыскании такого ответа на вопрос «Кто я?», который обоюдно бы устраивал как индивида, так и окружающих.
В процессе развития идентичности подростки также начинают формировать свои ценности и убеждения. Они задаются вопросом о том, что им важно в жизни и какие принципы они хотят придерживаться. Это может привести к конфликтам с родителями или другими авторитетными фигурами, поскольку мнения и ценности подростков могут отличаться от тех, которые были им представлены ранее.
Негативный путь развития идентичности
Смешение идентичности происходит в случае, когда не может быть достигнута гармоничная идентичность. Ни одна идентичность не преобладает в качестве стрежня. Другое нежелательное разрешение кризиса идентичности — развитие негативной идентичности, то есть идентичности, основанной на нежелательных для общества ролях — такой как идентичность с малолетними правонарушителями. Когда юные нарушители порядка оказываются в тюрьме вместе с преступниками, это может стимулировать развитие подобной негативной идентичности. Культура обеспечивает четкие образы таких негативных идентичностей, делая их привлекательными для тех, кто находит позитивно оцениваемую идентичность недостижимой.
Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.
Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.
Определение собственной идентичности и роли
Определение собственной идентичности и роли может быть сложным и длительным процессом. Некоторые подростки могут испытывать смешение ролей, когда они пытаются сочетать различные аспекты своей личности и пробуют разные роли, чтобы найти свое место в обществе.
Важно, чтобы подростки имели поддержку и понимание со стороны родителей, учителей и других важных взрослых, чтобы помочь им пройти через этот период развития и достичь идентичности.
В целом, этап “Идентичность или смешение ролей” является важным этапом развития ребенка, в котором подростки ищут свое место в обществе, определяют свою идентичность и формируют свои ценности и убеждения.
Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона – верность.
С любовью к вам,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами