Типы привязанности

Психология отношений

Самые ранние отношения влияют на сознание

Ребекка чувствовала, что ее сердечная связь с тетей спасла ее. Но как? И как она могла во время этих поздних дежурств в больнице рассказать мне о своем болезненном прошлом настолько ясно и открыто?

Для меня объяснение находится в одной из самых интересных областей психологических исследований за последние тридцать лет: в продолжающихся по сей день исследованиях ранней привязанности. Мы открыли, что наши самые ранние отношения влияют не только на то, как мы во взрослом возрасте рассказываем истории о нашей жизни, но и на то, как формируется наше сознание в периоды младенчества и детства. Для начала я погружусь в эти удивительные исследования конкретно в отношении детей, а потом я покажу вам как я использую эти данные в моей терапевтической работе со взрослыми пациентами.

Первая фаза. Оценка взаимодействий между мамой и младенцем

Первая фаза исследований была проведена с детьми в первый год их жизни. Тренированные наблюдатели приходили домой к людям в течение года для наблюдения и оценики взаимодействий между мамой и младенцем. Эти данные записывались в численном виде в стандартизованной шкале. Потом, по прошествии года, каждую пара мама-младенец приводили в лабораторию для проведения теста, который занимал примерно 20 минут.

Этот тест известен как “Неизвестная Ситуация Младенца” (Infant Strange Situation). Название теста связано с тем, что он сфокусирован на наблюдениях за реакциями годовалого ребенка во время расставания с мамой и попадания таким образом в “непривычную” ситуацию, в которой ребенок был либо с незнакомым человеком, либо один.

Временное отделение годовалого ребенка от мамы

Идея в том, что временное отделение годовалого ребенка от мамы – это заведомо стрессовая ситуация, она активизирует систему привязанности младенца, то есть тот способ, которым он научился соединяться с основным человеком в его жизни – с человеком, которая заботится о нем больше всех других людей. Исследователи наблюдали за реакцией младенца как на момент собственно расставания, так и на реакцию младенца, когда мама возвращалась.

С тех пор эти исследования были повторены тысячи раз и теми, кто проводил их изначально и учеными по всему миру. Реакция младенца на Неизвестную Ситуацию в лаборатории коррелирует напрямую с тщательными и повторяемыми много раз наблюдениями за парой мама-младенец в домашних условиях. Ключевой момент был во время воссоединения. Сначала исследователи выделили три основных паттерна реакций младенца, а потом добавили четвертую. Паттерны были основаны на том, как младенец встречал маму после разлуки, насколько легко успокаивался от расстройства, и насколько быстро он возвращался к игре в заманчивые игрушки.

Безопасный стиль привязанности

Примерно две трети всех детей, если брать выборку из общего населения, обладали тем, что называется безопасным стилем привязанности. Ребенок демонстрировал явные признаки того, что скучал по маме, когда ее не было, часто это выражалось в плаче. Он активно встречал ее когда она возвращалась и обычно хотел физического контакта с мамой. Но потом он довольно быстро успокаивался и возвращался к своим детским делам – исследовать окружающий мир и играть. Когда эти данные соотносились с наблюдениями дома, то было видно, что это дети родителей, которые чувствительны к желанию ребенка контактировать с ними; родителей, которые могли читать сигналы ребенка и эффективно удовлетворять нужды ребенка.

Избегающий стиль привязанности.

Около 20 процентов детей демонстрировали то, что называется избегающим стилем привязанности. Они фокусировались на игрушках или на разглядывании комнаты, и не показывали никаких признаков дискомфорта или злости когда мама уходила. Кроме того, они игнорировали или активно избегали ее когда она возвращалась.

Как вы думаете, что испытывали эти дети в первый год их жизни? Как вы наверное догадались, наблюдения дома показали, что родитель не был чувствительным к дискомфорту ребенка и не откликался на сигналы ребенка надежным образом, более того, иногда игнорировал эти сигналы и казался индифферентным к расстройству ребенка. Тогда ребенок постепенно научился чему-то вроде: “Мама не помогает мне и не успокаивает меня. Почему я тогда должен обращать внимание что она уходит и приходит?”

Поведенческая реакция избегания – это адаптация к подобному типу отношений. Чтобы совладать ребенок минимизирует активизацию системы привязанности.

Амбивалентный стиль привязанности

Еще около 10-15 процентов детей показывали признаки того, что называется амбивалентным стилем привязанности. В этом случае первый год жизни ребенка был наполнен непредсказуемостью доступности родителя. Иногда родитель мог быть внимательным, чувствительным и отзывчивым, иногда нет. Если бы вы были младенцем в этих условиях, как бы вы отреагировали? Успокоил бы поиск контакта с таким родителем вашу активизированную лимбическую систему и ваше неудовольствие?

В Неизвестной Ситуации, дети с амбивалентным стилем привязанности часто кажутся напряженными и бдительно наблюдающими еще до расставания с родителем. Ребенок ищет встречи с мамой, когда та возвращается, но его нелегко успокоить. Ребенок может продолжать плакать вместо того, чтобы вернуться к своим игрушкам, или она может вцепиться в маму с тревожным и отчаянным выражением на лице. Очевидно, что контакт с таким родителем не дает облегчения; похоже, что цепи системы привязанности работают на повышенных оборотах.

Неорганизованный (расстроенный) стиль привязанности

В более поздних исследованиях была добавлена четвертая категория. Она называется неорганизованный (расстроенный) стиль привязанности. Этот стиль встречается примерно у десяти процентов детей среди общего населения и вплоть до 80 процентов среди групп высокого риска, таких как дети алкогольно или наркотично зависимых родителей. Достаточно грустно наблюдать что происходит, когда родитель возвращается. Младенец может выглядеть, как-будто испытывает ужас; он приближается к родителю, но потом убегает; “замерзает” на месте или падает на пол, или прицепляется к родителю и плачет, хотя в то же время пытается отодвинуться.

Неорганизованный стиль привязанности образуется когда родитель демонстрирует экстремальный и ужасающий на самом деле дефицит чувствительности к ребенку, когда они пугают ребенка, и когда они сами часто напуганы. Дети с тремя другими стилями привязанности сформировали организованные стратегии для взаимодействия либо с чувствительным, либо с отрешенным, либо с непредсказуемым родителем. Но здесь ребенок не может найти эффективного способа совладания. Его стратегии привязанности рушатся.

Влияние стиля привязанности на развитие

Как эти результаты соотносятся с нашей дискуссией по интеграции? Вы могли, наверное, заметить, что энергия и информация текут в гармоничном потоке в случае безопасной привязанности; что эти потоки имеют тенденцию быть более жесткими при избегании; и более хаотичными в амбивалентном стиле привязанности; а также меняться от жесткости к хаосу при неорганизованном стиле.

Только в неорганизованном стиле привязанности поток выходит из “окна толерантности,” о котором я рассказывал в 7 главе – что приводит к коллапсу стратегии совладания. В оставшейся части этой главы мы увидим как эти ранние паттерны поведения могут быть устойчивыми как характеристики сознания во взрослой жизни.

Многие из тех первых детей, которые участвовали в экспериментах с Неизвестной Ситуацией, уже наблюдаются исследователями на протяжении более чем четверти века. Не смотря на все влияния на их развитие за все это время их личные характеристики имеют тенденцию меняться предсказуемым образом.

В общем, было найдено, что дети с безопасным стилем реализовывали свой интеллектуальный потенциал, у них были хорошие отношения с другими, их уважали сверстники, и они хорошо умели регулировать свои эмоции. Хотя ранние исследователи привязанности не изучали мозг напрямую, эти выводы в общем повторяют функции middle prefrontal [области мозга, mPFC – прим. АТ] в значительной степени: у безопасно привязанных дети хорошо регулируются телесные процессы, они чувствительны к другим людям, обладают эмоциональным балансом, реагируют гибко, хорошо модулируют страх, обладают эмпатией и инсайтом, и моральной осознанностью.

(Девятая функция – интуиция – еще не была достаточно изучена). С точки зрения межличностной нейробиологии [это термин Сигела, он пионер этого направления – прим. АТ], эти данные являются сильным аргументом в пользу утверждения, что безопасные взаимодействия родителя и ребенка стимулируют рост интегративных волокон в средней части лобной доли (middle prefrontal) мозга ребенка.

Наоборот, дети с избегающим стилем привязанности к основной родительской фигуре, как правило ограничены в выражении эмоций; сверстники описывают их как равнодушных и безучастных, контролирующих и не очень приятных.

Дети, у которых основной стиль привязанности амбивалетный, показывают большое количество тревоги и неуверенности.

Дети с неорганизованным стилем показывали серьезные нарушения способности поддерживать отношения с другими и регулировать эмоции [два наиболее часто упоминаемых симптома пограничного расстройства личности – прим. АТ]. Более того, у многих из них были симптомы диссоциации, вследствие чего у них был повышен риск образования ПТСР (PTSD ) после травматичного события в их жизни.

Могут ли эти различия быть вызваны генетическими факторами?

Вы можете задать тот же вопрос, который возник у меня: Могут ли эти различия быть вызваны генетическими факторами? У многих из этих пар родитель-ребенок есть половина общих генов. Тогда может быть корреляция между паттернами привязанности и более поздними чертами характера не относятся к тому что делал или не делал родитель.

Исследования показали, что в самом деле, чем ближе генетически мы к другому человеку, тем больше у нас общих черт: от уровня интеллекта и темперамента до конкретных черт характера, например политической ориентации, курения сигарет, и пристрастия к телевизору. И это не только мнение психиатрического сообщества: один из ведущих исследователей генетического влияния на черты характера спонтанно сделал подобное заявление во время встречи ученых приехавших со всей страны.

Паттерны привязанности

Паттерны привязанности – это одно из немногих направлений человеческой жизни, которое в значительной степени независимо от генетического влияния. Мы можем наблюдать это достаточно непосредственным образом в тех случаях, когда у ребенка складывается отдельный стиль привязанности к каждому из родителей. Если бы привязанность была определена генетически, как мог единственный набор генов ребенка привести к подобной разнице? Более того, исследования усыновленных детей, которые генетически не связаны с их приемными родителям, показали те же результаты.

Естественным образом многие факторы влияют на то, кем мы станем во взрослой жизни, включая гены, шанс, опыт – в дополнение к нашим ранним стилям привязанности к родителям. Но любой человек, который сомневается во влиянии родителей на детей, должен изучить эти многочисленные исследования стилей привязанности. Эти исследования показывают, что родители оказывают колоссальное влияние.

Перевод из книги Siegel, D. (2010). Mindsight. New York: Bantam
Перевод: Алексей Тольчинский

С любовью,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

По всем вопросам обращайтесь
вконтакте  или в телеграм личным сообщением

Подпишитесь на мой ютуб и рутуб

Чтобы узнавать самое интересное подписывайтесь на мой телеграм

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий