Виды интеллекта
Для чего человеку эмоции, как и зачем учиться их распознавать, и что мешает развиваться эмоциональному интеллекту.
Долгое время в понятие «интеллект» входил только уровень IQ, от которого, как считалось, будет зависеть успех ребенка в будущем. В основном в тесты на IQ входили задания на логику и математику. Но благодаря американскому психологу Говарду Гарднеру — автору теории множественного интеллекта — понимание интеллекта значительно расширилось, и у него появилось довольно много видов:
- Логико-математический интеллект
- Эмоциональный интеллект:
— внутриличностный
— межличностный - Натуралистический
- Практический
- Творческий (музыкальный, художественный, литературный…)
- Телесно-кинестетический
- Лингвистический или вербальный
- Пространственный
- Экзистенциальный или духовный
Говард Гарднер считает, что интеллект — это способность к решению задач, которая обусловлена социальной средой. Это означает, что ученый, который занимается ядерной физикой и музыкант, играющий в оркестре, решают разные интеллектуальные задачи. Поэтому разным специалистам требуются разные типы интеллекта — чтобы обладать способностями для конкретных областей деятельности.
И тут очень важна личностная ответственность родителей — чтобы вовремя увидеть, в чем талантлив ребенок, к чему он тяготеет, какой интеллект ему необходимо развивать.
Невозможно решить все жизненные задачи только за счет логического интеллекта. Например, поэты, художники и музыканты обладают совершенно другим видом интеллекта — творческим. А те, у кого хорошо развит практический интеллект, с легкостью ведут бизнес и управляют другими людьми — даже если не были успешными учениками в школе.
Эмоциональный интеллект
Популяризатором определения «эмоциональный интеллект» традиционно считается американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман. Почитайте его книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». А вот социальный психолог Питер Саловей и профессор психологии Джон Майер занимались разработкой самой концепции эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект состоит из двух видов, которые чаще всего развиваются последовательно — сначала внутриличностный, потом межличностный интеллект. Хотя бывают исключения, и тогда последовательность меняется.
Внутриличностный интеллект состоит из двух компонентов — самосознание и саморегуляция. Самосознание — это способность различать и интерпретировать собственные мотивы, желания, потребности, настроения, порывы и предсказывать их влияние на других людей. А саморегуляция — способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением. Как позавтракать, как правильно проснуться, как реагировать на ухудшение погоды — у такого человека есть свои маленькие секреты, из которых выстраивается вся жизнь.
«Людям с высокой степенью внутриличностного интеллекта проще выстроить отношения с окружающими — они честны внутри себя, доброжелательны, открыты и оптимистичны. Им легче дается, например, родительство, учительство и прочая коммуникационная деятельность — профессиональная и жизненная».
Межличностный интеллект тоже имеет две составляющие — эмпатия и социальная умелость. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. Социальная умелость — способность управлять эмоциями других людей и отношениями с ними.
Социальная умелость таит в себе и темную сторону. Человек, который использует эту способность в корыстных целях и нечестными способами, может манипулировать людьми.
Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
Во-первых, когда у человека развито самосознание, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе.
«Нормальный уровень самооценки — нулевой. У нее не должно быть знака „+“ или „-“. Но при этом она обладает гибкостью — меняется в зависимости от ситуации. Когда художник попадает в общество физиков-ядерщиков, он будет чувствовать себя скромно — и это нормально».
А уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности. Эта уникальность подразумевает, что абсолютно у каждого человека есть свой набор потенций, который при решении определенного круга задач будет самым лучшим.
Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.
В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: предупредительность, тактичность и деликатность, понимание отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.
И, наконец, в-четвертых, — управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде, содействие изменениям.
Что мешает развитию эмоционального интеллекта?
К факторам, которые препятствуют развитию эмоционального интеллекта, относится надевание на себя чужой одежды, выдавание внешних деклараций — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или самосохранения). Часто с детства ребенок привыкает к такому поведению, и пытается понравиться и угодить сначала учителям и родителям, а потом и начальству на работе.
А вот недооценка чувственных переживаний не позволяет наработать внутриличностную компетенцию. Помните фразу: «Мало ли, что ты хочешь? НАДО — и все!»?
Страх эмоциональной жизни тоже тормозит развитие эмоционального интеллекта. Часто это явление наследственное: родители боялись выражать эмоции и ребенок тоже боится. Но ведь всем нам нужно понимать, что эмоции и чувства — очень важный тип ориентировки. Если бы эмоции и чувства были не нужны для выживания человечества, то они бы давно уже нивелировались — но они зачем-то все еще с нами.
Главный вопрос на приеме у психолога: «Что ты чувствуешь?». Именно так человек может проникнуть в истинное переживание и ощутить контакт с самим собой. Переживание — это та область человеческой психологии, которая вбирает в себя все: и событие, из-за которого это переживание произошло, и людей, которые втянуты в это переживание, и чувства, которые человек испытывает, пребывая во всем этом, и мотивы человека.
Еще несколько негативных причин:
- неумение чувствовать, алекситимия;
- не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни (человек не может ответить на вопрос о том, что он чувствует, и начинает описывать то, что он думает, или события, которые привели его к такому состоянию);
- спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное», игнорирование собственных внутренних процессов;
- показная эффективность и успешность, попытки ее измерить (к этому фактору можно отнести, например, оценочную систему в школе);
- страх быть «не таким», перфекционизм, комплекс отличника;
- незнание себя: своей индивидуальности, собственного обаяния и харизматичности;
- показная взрослость и разумность.
И еще один важнейший фактор, который негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта, — ориентировка на результат, а не на процесс. А между тем, самое главное, что, например, может дать ребенку учитель начальных классов, — это любовь к учебе, независимо от оценок и способностей.
Результат, безусловно, важен, но с точки зрения стратегии жизни, процесс важнее результата. Ведь когда процесс не интересен, человек не может быть продуктивен в какой-то сфере. Именно процесс ведет к мастерству и успеху.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Посмотрите на фотографии людей, сделанные с помощью тепловизора. Удивительно, как температура тела реагирует на наши эмоциональные состояния. На картинке всего 14 разных примеров эмоций, но российские психологи выделили целых 80!
«Возьмите за аксиому: если вы не развиваете эмоциональный интеллект у себя, развить его у детей тоже не получится».
- Осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
- Называйте свои и чужие эмоции — чем больше набор слов, тем выше чувствование. Отвечайте себе на вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
- Проявляйте наблюдательность, станьте отзывчивы, будьте готовы прийти на помощь тем, кто нуждается.
- Уделяйте внимание невербальному языку — мимика, осанка, походка, позы, жестикуляция и прочее.
- При неудачах проявляйте благодарность за полученный опыт.
- Создавайте себе новые обучающие условия и старайтесь адаптироваться к ним, идите в свой страх, выходите из зоны комфорта.
- Научитесь признавать свою вину и при этом старайтесь преодолевать страх перед ошибками.
- Снижайте перфекционизм.
- Проявляйте способность отключаться и переключаться.
- Будьте готовы слушать и слышать.
«Наберите в поисковике “список человеческих эмоций”. Скопируйте к себе и выделите разным цветом: что вы распознаете хорошо, что вам знакомо меньше, и какие эмоции вы не понимаете вообще. Так вам будет проще понять, чувствование каких эмоций нужно развивать, и в чем ваша сильная сторона. Держите список перед глазами, чтобы ориентироваться в том, что вы сейчас чувствуете».
Как развить эмоциональный интеллект у детей?
- Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами
- и поступками.
- Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений. Высказывайте свое отношение к героям.
- Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован. Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
- Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в классе.
- Задавайте настроение урока (через веселую шутку, занимательную историю из жизни ученого, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения…).
- Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на уроке можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
- Приводите яркие примеры-истории (можно даже вымышленные), как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
- Называйте чувства ребенка: «Я вижу, что ты сердишься, ты сильно расстроился?»
- Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не справитесь, я волнуюсь, как
- пройдет урок». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.
Книги, которые стоит прочесть
- Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»
- Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»
- Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
Автор: Анна Князева
С любовью,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами
По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в телеграм личным сообщением
Подпишитесь на мой ютуб и рутуб
Чтобы узнавать самое интересное подписывайтесь на мой телеграм