5 составляющих эмоционального интеллекта

Практическая психология

Понятие Эмоциональный Интеллект

Смысл, вложенный в понятие Эмоциональный Интеллект, можно объяснить следующим образом: “Эмоциональный интеллект (ЭИ) есть способность человека наблюдать и осознавать собственные переживания и эмоции окружающих людей, способность управлять своими чувствами и эмоциями, и на этой основе строить взаимодействие”.

Идея Эмоционального Интеллекта включает в себя пять составляющих:

1. Осознанность.

Самоосознанность или умение распознавать и глубоко понимать свои: эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения и глубоко личностные особенности. Самоосознанность также выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии на поведение. Сюда же входит способность реалистично и позитивно оценивать себя и принимать таким, какой есть. Знать свою “планку”, уровень возможностей и способностей. Отсюда – реальные обязательства, планы и требования, и уверенность в их выполнении. Самоосознанность связана с наличием чувства юмора по отношению к себе, а также с обучаемостью и желанием получать отклики на свою работу и конструктивную критику от значимых лиц.

Развитость эмоционального интеллекта не означает, что человек будет радоваться в той ситуации, когда должен разозлиться, смеяться, когда хочется плакать. Умение понять себя и быстро решить, какое поведение и эмоциональная реакция адекватны ситуации – тоже очень важный момент осознания.

2. Самообладание.

Самообладание основано на способности размышлять и действовать вдумчиво, на контроле за своими негативными эмоциями (злость, обида, вина), на умении сказать им твердое “нет” и перенаправить эти импульсивные побуждения в другое русло. Сюда же относится способность отвечать за себя и свои поступки, т.е. ответственность. Самообладание очень важно в момент жизненных перемен. Оно проявляется в способности чувствовать себя комфортно, трезво мыслить и сохранять инициативу в ситуации неопределенности, но, в то же время, оставаться открытым новым возможностям и использовать их, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

3. Мотивация.

Основа жизни и работы высокомотивированных людей – в их позитивном и заинтересованном отношении к чему-либо. Два человека с одинаковым уровнем способностей и равными возможностями, но с разным отношением к делу, будут иметь разные результаты. В спорте это называется “волей к победе”, в бизнесе – стремлением к достижениям. Мотивация в данном случае понимается, как большое желание достичь поставленной цели и преданность своему делу. Мотивация проявляется в творческом подходе, настойчивости и эмоциональной приверженности. В том, чтобы не терять надежду, даже когда все плохо, верить в себя и в достижение своей цели, восстанавливаться после неудачи и продолжать свой путь.

4. Чуткость.

В контексте отношений с другими людьми ЭИ проявляется в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам. Это означает не быть со всеми хорошеньким, а быть внимательным к чувствам и интересам других при принятии решения. Хотя бизнес и чуткость обычно не связывают друг с другом, она все-таки важна и в предпринимательской деятельности. Бизнес не делается в одиночку, поэтому бизнесмену важно уметь создавать себе команду единомышленников и приобретать партнеров. Работники сегодня стали свободнее в своих выборах, знают себе цену. И, если им не нравится, как с ними обращаются, они могут уйти в другое место, где их будут больше ценить и обращаться с ними, как с личностями, а не как с “ресурсом”. Чуткость позволяет лучше понимать и удовлетворять потребности своих клиентов и является, на мой взгляд, важной составляющей ЭИ.

5. Коммуникация.

Человек не живет на необитаемом острове, он постоянно находится в общении. Ни одно дело не возможно реализовать без отношений с другими людьми. В этом контексте ЭИ проявляется в следующих способностях и умениях:

  • находить общее, создавать доверие и строить взаимопонимание
  • завлечь идеей и повести за собой
  • точно доносить свои идеи, мысли и чувства, а также точно понимать сообщения других
  • поддерживать, обучать и развивать, давая наставления, советы и обратную связь
  • разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, примирять
  • создавать прочные связи и развивать сеть поддержки
  • сотрудничать, создавать команды и руководить ими.

Автор: Анна Паулсен

С любовью,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

По всем вопросам обращайтесь
вконтакте  или в телеграм личным сообщением

Подпишитесь на мой ютуб и рутуб

Чтобы узнавать самое интересное подписывайтесь на мой телеграм

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий