- Рациональная и эмоциональная часть
- Человек управляет эмоциями или эмоции им
- О том, какое определение эмоциональной зрелости даётся в словарях
- Эмоциональная зрелость по Фрейду
- 1. Способность воспринимать конструктивную критику
- 2. Умение приспосабливаться к переменам
- 3. Невосприимчивость к стрессам
- 4. Способность не только принимать, но и отдавать
- 5. Умение относиться к людям с пониманием
- 6. Способность перенаправить негативную энергию в конструктивное русло
- 7. Умение любить
- Эмоциональная зрелость – Альберт Эллис
- 1. Соблюдение собственных интересов.
- 2. Социальный интерес.
- 3. Самоуправление.
- 4. Толерантность.
- 5. Гибкость.
- 6. Терпимость к неопределенности.
- 7. Творческий потенциал.
- 8. Рациональны и объективны.
- 9. Принятие себя.
- 10. Рискованность.
- 11. Отсроченный гедонизм.
- 12. Отсутствие утопизма.
- 13. Ответственность за нарушение своего душевного равновесия.
- Эмоциональная зрелость – Гордон Олпорт
- Эмоциональная зрелость – Нэнси Мак-Вильямс
- 16 условий эмоционального и психического здоровья (Нэнси Мак-Вильямс)
Рациональная и эмоциональная часть
Наша психика, говоря условно, состоит из рациональной и эмоциональной частей. Рациональная – это наш интеллект. Эмоциональная – это наши чувства и эмоции. Метафорично, это как две ноги человека. Для того, чтобы быть устойчивым, необходимо развивать обе части.
Эмоциональное развитие для человека так же важно, как и интеллектуальное. Если мы будем развивать только интеллект, то будем «хромать» в эмоциональной сфере, а это может быть чревато серьезными последствиями – от одиночества и неудовлетворености жизнью до химической зависимости.
Уровень эмоциональной зрелости очень влияет на наши способы взаимодействия с другими людьми, на то, как мы строим отношения, каким способом справляемся с трудными жизненными ситуациями. Это важная характеристика, от которой зависит благополучие человека и в социальной, и в личной жизни.
Человек управляет эмоциями или эмоции им
Для эмоционально незрелых людей характерны трудности с распознаванием своих эмоций, эмоциональная возбудимость и нестабильность, импульсивность и вспыльчивость, преобладание негативных эмоций, эмоции становятся труднорегулируемыми (часто это выражается в том, что «эмоции несут человека», а не человек эмоции) и др.
Эмоционально же зрелые люди обладают способностью понимать собственные чувства и эмоции и чувства и эмоции других людей, разделять свои и чужие и брать ответственность за свои, адекватно выражать свои чувства и эмоции и адекватно реагировать на чужие и др.
У каждого человека разный уровень эмоциональной зрелости. Никто из нас не рождается с уже заданным ее уровнем. Она приобретается в процессе жизни и не является неизменной. Мы можем постоянно повышать свой уровень эмоциональной зрелости.
О том, какое определение эмоциональной зрелости даётся в словарях
Эмоциональная зрелость – степень эмоционального развития, которая считается нормальной для взрослого человека в данной культуре. Чаще этим термином обозначают достаточный самоконтроль, способность подавлять слишком сильные и не адаптивные эмоциональные реакции.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012 г
Зрелость эмоциональная – психологическая характеристика взрослого человека, указывающая на то, что его эмоциональные реакции на различные социальные ситуации такие же, как эмоциональные реакции большинства нормальных, разумных, психологических вполне развитых людей.
Источник: Психологический словарь М. Владос. 2007
Эмоциональная зрелость. Свободное значение: состояние, при котором эмоциональная реактивность человека считается соответствующей и нормальной для взрослых в данном обществе. В большинстве культур здесь явно подразумевается самоконтроль и способность подавлять слишком сильные эмоциональные реакции.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002 г
Эмоциональная зрелость по Фрейду
«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот кто вы есть сейчас…»
Зигмунд Фрейд
В течение жизни мы становимся более эмоционально зрелыми, тем самым улучшая себя, свои отношения и качество своей жизни. Ниже представлен список, составленный последователями Зигмунда Фрейда, тех черт характера, по которым можно судить о зрелости человека.
1. Способность воспринимать конструктивную критику
Это весьма важное качество для справедливой оценки собственных достоинств и недостатков. Не желание замечать свои проблемы, не избавляет нас от них, а лишь поддерживает наши иллюзии и ошибочные представления о самих себе и своей жизни, что в последующем чревато болезненными разочарованиями.
2. Умение приспосабливаться к переменам
Не всегда удается легко и быстро приспособиться к переменам. Каждому нужны и душевные силы, и время для адаптации в изменившихся условиях жизни, будь то резкое изменение планов на день или смена работы или места жительства. Зрелый человек обладает способностью адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.
3. Невосприимчивость к стрессам
Невозможно прожить жизнь полностью без стрессов. Они неотъемлемая часть нашей жизни. Важно то, как вы с ними справляетесь. От этого зависит ваше душевное и физическое здоровье и качество вашей жизни.
4. Способность не только принимать, но и отдавать
Баланс «брать-давать» один из основополагающих принципов нашего внутреннего благополучия. Мы можем и принимать и делиться не только материальными активами, но и вниманием, поддержкой, заботой, участием и др.
5. Умение относиться к людям с пониманием
Жизнь – это процесс взаимодействия с людьми, поэтому очень важно, как вы выстраиваете свои отношения. Доброжелательность к людей – один из важнейших факторов отношений.
6. Способность перенаправить негативную энергию в конструктивное русло
Очень важно уметь справляться с негативными эмоциями. Не застревать в них. Из негативного опыта делать позитивные выводы.
7. Умение любить
Люди рождаются со способностью любить, и очень важно пронести это чувство всю свою жизнь.
Эмоциональная зрелость – Альберт Эллис
Негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, А вследствие их негативной интерпретации, их иррациональных убеждений, усвоенных с детства и в течение жизни.
Альберт Элис
13 критериев эмоциональной зрелости (психологического здоровья) от основателя рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии Альберта Эллиса.
1. Соблюдение собственных интересов.
Эмоционально зрелый человек ценит прежде всего собственные интересы, хотя готовы до некоторой степени жертвовать ими ради тех, кто ему дорог и небезразличен, но никогда не ставит эту жертвенность самоцелью.
2. Социальный интерес.
“Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого”. Человек существо социальное, это значит у него есть врождённая потребность в социальных контактах. Именно поэтому эмоционально зрелый человек считается с интересами и личными границами других людей для построения эффективных отношений.
3. Самоуправление.
Эмоционально зрелый человек, как правило, сам несёт ответственность за то, как проживает свою собственную жизнь.
4. Толерантность.
Предоставляют себе и другим право ошибаться. Даже если им не нравится поведение каких-либо людей, относятся к ним с пониманием и принятием и избегают осуждения их как личностей.
5. Гибкость.
Эмоционально зрелые люди мыслят гибко, готовы к изменениям, не устанавливает жёстких и неизменных правил ни для себя, ни для других.
6. Терпимость к неопределенности.
Зрелый человек принимает идею, что мы живём в мире вероятностей и случайности, где не существует и, возможно, никогда не будет существовать абсолютной определенности. И это не вызывает в нем ужаса, страха или тревоги.
7. Творческий потенциал.
Зрелый человек — натура творческая, у него есть различные интересы. Он творчески подходит к решению проблем. Часто имеют, по крайней мере, один главный творческий интерес.
8. Рациональны и объективны.
Эмоционально зрелые люди обладают объективным мышлением. Хотя они способны на глубокие эмоции, они могут рефлексировать свои переживания, действия и представлять их последствия.
9. Принятие себя.
Знают свои достоинства и недостатки и стараются принимать себя безусловно.
10. Рискованность.
Эмоционально зрелые люди способны рисковать и пытаться делать то, что они хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелые, но не безрассудные.
11. Отсроченный гедонизм.
Эмоционально зрелый человек наслаждается приятными моментами и стремится к долгосрочному удовольствию в будущем. Он избегает краткосрочных удовольствий, если они будут иметь долгосрочные неприятности.
12. Отсутствие утопизма.
Зрелый человек понимает, что ни мир во всём мире, ни рай на земле, ни какая-либо утопия недостижимы. Он признает, что нереалистично стремиться к полному счастью или к полному отсутствию отрицательных эмоций.
13. Ответственность за нарушение своего душевного равновесия.
Зрелый человек берет на себя ответственность за свои эмоциональные проблемы и неудачи по жизни. И не стремится занимать оборонительную позицию, обвиняя других людей или социальные условия.
Эмоциональная зрелость – Гордон Олпорт
Гордон Олпорт – психолог, разработчик теории черт личности – полагал, что созревание человека, в том числе и эмоциональное, – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Согласно теории Олпорта эмоционально зрелый человек характеризуется 6 основными чертами.
1. Зрелый человек имеет широкие границы “Я”. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя “со стороны”.
2. Эмоционально зрелый человек способен к теплым социальным отношениям. Это реализуется через дружескую близость и сочувствие. Дружеская близость проявляется в способности человека проявлять искреннюю глубокую любовь к семье и близким друзьям. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, проявлять уважение и признание других.
3. Эмоционально зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие. Зрелые люди имеют положительное представление о самих себе. Они умеют справляться со стрессом и собственными эмоциональными состояниями таким образом, что это не мешает благополучию окружающих.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Эмоционально зрелые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле. У них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью. Они стремятся к достижению лично значимых целей. Они могут временно отказываться от своих желаний до тех пор, пока не завершено важное дело.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Олпорт называет это “самообъективацией” (знание собственной психологии). Например, такие люди имеют четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны выделять значимое в собственной жизни. Имеют глубоко укоренившиеся ценности, которые и являются основой его жизни, это и придает смысл и значимость всему, что делает человек.
Эмоциональная зрелость – Нэнси Мак-Вильямс
Человек научившийся управлять своими эмоциями, управляет собственной жизнью.
16 условий эмоционального и психического здоровья (Нэнси Мак-Вильямс)
1. Способность любить – открываться другим людям и быть вовлеченным в отношения с ними. Любить других, не пытаясь идеализировать или обесценивать. Принимать достоинства и недостатки. Здесь речь идет больше о способности отдавать, чем брать. И неважно, о какой именно любви идет речь: партнерских отношениях между двумя взрослыми людьми или родительских чувствах.
2. Способность работать – творить и создавать, ощущая ценность прикладываемых усилий и результата для себя, семьи, общества. Каждому человеку нужно знать, что он делает что-то значимое, нужное, чем может гордиться. В общем смысле способность работать – это не только умение устроиться на конкретную должность или получать стабильный заработок, но возможность реализовывать творческий потенциал, давать миру что-либо новое.
3. Способность играть – в самом широком смысле этого слова (и в обычные игры, детские, с установленными правилами, и в «игры» в переносном смысле – с символами, метафорами, словами, ассоциациями и т.д.). Нэнси делает ссылку на исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, доказавшего огромное значение игры для правильного развития мозга.
Ученый описал игры молодых животных, которые используют телесный контакт в процессе развития. Если не позволить им поиграть один день, на следующий они продолжат с двойным усердием восполнять пробел. Психолог сделал предположение, что гиперактивность у детей может быть связана как раз с недостатком игры.
Также была отмечена общая тенденция современного общества – переход активных игр в разряд пассивных (автор теории обозначает их как «отстраненно-наблюдательные»). Люди все меньше поют, танцуют, занимаются любимыми хобби и спортом, тратя время на наблюдения друг за другом (социальные сети тому в помощь, естественно). Понятно, что для нашего мозга такой стиль жизни – не самый лучший выбор.
4. Безопасные отношения – без насилия эмоционального и физического, деструктивных проявлений, зависимостей и т.д. Неспособность строить здоровые отношения – не приговор, а проблема, с которой поможет справиться психотерапия. Для лучшего понимания вопроса Нэнси вспоминает теорию привязанности Джона Боулби.
3 типа привязанности по Джону Боулби:
- Нормальная привязанность.
- Тревожная – неумение быть в одиночестве, зависимость от другого, «прилипание» к нему.
- Избегающая – тревога внутри живет, даже при наличии способности легко отпускать другого.
- Дезорганизованный (D-тип выделился позже) – когда человек реагирует на другого, воспринимая его одновременно в качестве источника страха и тепла (и «кусает», и «прилипает»): формируется в результате детских травм, наблюдается у людей с пограничным уровнем личностной организации.
Нарушение привязанности очень распространено, но при должном внимании к проблеме и желании ее решить все реально изменить. Как указывает Нэнси, тип привязанности может измениться естественным образом: когда человек минимум в течение 5 лет пребывает в безопасных и стабильных отношениях со здоровым партнером, либо в процессе психотерапии, на что обычно уходит от 2 лет.
5. Автономия – умение слышать себя, выбирать то, что нужно и хочется для себя (а не окружающим, обществу, навязанным стереотипам и т.д.). Часто недостаток автономии проявляется желанием контролировать какую-либо отдельную сферу жизни.
6. Постоянство себя и объекта (концепция интегрированности) – умение принимать и контактировать со всеми сторонами Я (как положительными, так и не очень), ощущать конфликты, не расщепляясь. Контакт между ребенком (в прошлом), текущим Я, будущей личностью. Способность учитывать и интегрировать все данное природой и полученное в результате развития. Частным случаем нарушения данного условия может быть «нападение» на свое тело, бессознательное невосприятие его как части себя (и тогда тело можно резать, истязать голоданием и т.д.).
7. Способность восстанавливаться после стресса – при условии сильного Эго человек в столкновении со стрессовыми ситуациями умеет адаптироваться к текущей действительности наилучшим образом, не уходя в болезни, не срываясь, не используя для выхода из состояния одну ригидную защиту и т.д.
8. Надежная и реалистичная самооценка – не завышенная и не чересчур жесткая, а адекватная. Так, например, родители часто (из лучших побуждений, надеясь вырастить сильную и уверенную в себе личность) хвалят ребенка без причины, выделяют как самого лучшего.
Необоснованное восхваление – не равно искренние любовь и тепло (которые в здоровых отношениях дарятся не только за что-то и хорошие качества, а просто так). В результате ребенок плохо знает и понимает себя, часто ждет особого отношения к себе от людей и мира, что порождает конфликт.
9. Система ценностных ориентаций – человек как член общества должен понимать смысл различных норм, уметь гибко следовать им. Неспособность к осознанию, нечувствительность к разным моральным, этическим, ценностным нормам и принципам – серьезная проблема.
10. Способность выносить накал эмоций – чувствовать и переживать их, не поддаваясь влиянию. Очень важно уметь одновременно чувствовать контакт и с эмоциями, и с мыслями, ничего не подавляя и не игнорируя.
11. Рефлексия – способность смотреть на себя со стороны (оставаться эго-дистонным), замечать и осознавать проблемы, а потом искать пути решения и эффективно себе помогать.
12. Ментализация – принятие того, что другие люди являются отдельными личностями, с уникальной психологической и личностной структурой, особенностями. Это дает широкие возможности в построении межличностной коммуникации и более глубокого понимания сути отношений.
Так, например, не все понимают, что обида – это не результат слов или действий другого человека, а наше их восприятие. Обида чаще всего вызвана нашим персональным опытом, личностными особенностями, внутренними конфликтами, о которых другой человек (как правило) ничего не знает, поэтому даже если и бьет специально, то наобум и ощутить себя обиженными мы можем лишь из-за собственной уязвимости.
Гармоничного и счастливого, здорового эмоционально и психически человека очень трудно обидеть – он, скорее, посочувствует тому, кто пытается сделать больно, и пойдет дальше, не восприняв близко к сердцу слова другого и оставив ему его груз.
13. Широкая вариативность механизмов защиты и гибкость в их использовании.
14. Баланс между усилиями для себя и своего окружения – способность заботиться, не игнорируя интересов партнера, быть собой и заботиться еще о ком-то.
15. Чувство витальности – ощущение себя по-настоящему живым (не только функционирующим организмом, но умеющим чувствовать вкус жизни, находиться в моменте, наполняться и делиться энергией).
16. Принятие всего, что изменить мы не в силах – способность честно и искренне грустить, испытывать скорбь, принимать собственную ограниченность, оплакивать то, чего нет и т.д.
Все 16 элементов могут считаться условиями психического здоровья и представляются высшей целью психотерапии. Количество и комбинации пробелов у каждого человека могут сильно отличаться. Все элементы определенным образом взаимодействуют между собой, при должном внимании можно отыскать закономерности в развитии или отсутствии тех или иных способностей.
Конечно же, все люди разные и не существует универсального рецепта здоровья. Но даже после беглого прочтения этих пунктов, при наличии умения воспринимать себя трезво и реально (видеть себя, а не собственные идеализации) становится ясно, как обстоят дела с эмоционально-психическим состоянием и где стоит покопаться глубже.
С любовью,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами
По всем вопросам обращайтесь
вконтакте или в телеграм личным сообщением
Подпишитесь на мой ютуб и рутуб
Чтобы узнавать самое интересное подписывайтесь на мой телеграм