Что такое эмоциональная зрелость?

Практическая психология
Содержание
  1. Рациональная и эмоциональная часть
  2. Человек управляет эмоциями или эмоции им
  3. О том, какое определение эмоциональной зрелости даётся в словарях
  4. Эмоциональная зрелость по Фрейду
  5. 1. Способность воспринимать конструктивную критику
  6. 2. Умение приспосабливаться к переменам
  7. 3. Невосприимчивость к стрессам
  8. 4. Способность не только принимать, но и отдавать
  9. 5. Умение относиться к людям с пониманием
  10. 6. Способность перенаправить негативную энергию в конструктивное русло
  11. 7. Умение любить
  12. Эмоциональная зрелость – Альберт Эллис
  13. 1. Соблюдение собственных интересов. 
  14. 2. Социальный интерес. 
  15. 3. Самоуправление. 
  16. 4. Толерантность.
  17. 5. Гибкость.
  18. 6. Терпимость к неопределенности. 
  19. 7. Творческий потенциал.
  20. 8. Рациональны и объективны. 
  21. 9. Принятие себя. 
  22. 10. Рискованность.
  23. 11. Отсроченный гедонизм. 
  24. 12. Отсутствие утопизма.
  25. 13. Ответственность за нарушение своего душевного равновесия.
  26. Эмоциональная зрелость – Гордон Олпорт
  27. Эмоциональная зрелость – Нэнси Мак-Вильямс
  28. 16 условий эмоционального и психического здоровья (Нэнси Мак-Вильямс)

Рациональная и эмоциональная часть

Наша психика, говоря условно, состоит из рациональной и эмоциональной частей. Рациональная – это наш интеллект. Эмоциональная – это наши чувства и эмоции. Метафорично, это как две ноги человека. Для того, чтобы быть устойчивым, необходимо развивать обе части.

Эмоциональное развитие для человека так же важно, как и интеллектуальное. Если мы будем развивать только интеллект, то будем «хромать» в эмоциональной сфере, а это может быть чревато серьезными последствиями – от одиночества и неудовлетворености жизнью до химической зависимости.

Уровень эмоциональной зрелости очень влияет на наши способы взаимодействия с другими людьми, на то, как мы строим отношения, каким способом справляемся с трудными жизненными ситуациями. Это важная характеристика, от которой зависит благополучие человека и в социальной, и в личной жизни.

Человек управляет эмоциями или эмоции им

Для эмоционально незрелых людей характерны трудности с распознаванием своих эмоций, эмоциональная возбудимость и нестабильность, импульсивность и вспыльчивость, преобладание негативных эмоций, эмоции становятся труднорегулируемыми (часто это выражается в том, что «эмоции несут человека», а не человек эмоции) и др.

Эмоционально же зрелые люди обладают способностью понимать собственные чувства и эмоции и чувства и эмоции других людей, разделять свои и чужие и брать ответственность за свои, адекватно выражать свои чувства и эмоции и адекватно реагировать на чужие и др.

У каждого человека разный уровень эмоциональной зрелости. Никто из нас не рождается с уже заданным ее уровнем. Она приобретается в процессе жизни и не является неизменной. Мы можем постоянно повышать свой уровень эмоциональной зрелости.

О том, какое определение эмоциональной зрелости даётся в словарях

Эмоциональная зрелость – степень эмоционального развития, которая считается нормальной для взрослого человека в данной культуре. Чаще этим термином обозначают достаточный самоконтроль, способность подавлять слишком сильные и не адаптивные эмоциональные реакции.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012 г

Зрелость эмоциональная – психологическая характеристика взрослого человека, указывающая на то, что его эмоциональные реакции на различные социальные ситуации такие же, как эмоциональные реакции большинства нормальных, разумных, психологических вполне развитых людей.

Источник: Психологический словарь М. Владос. 2007

Эмоциональная зрелость. Свободное значение: состояние, при котором эмоциональная реактивность человека считается соответствующей и нормальной для взрослых в данном обществе. В большинстве культур здесь явно подразумевается самоконтроль и способность подавлять слишком сильные эмоциональные реакции.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002 г

Эмоциональная зрелость по Фрейду

«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот кто вы есть сейчас…»

Зигмунд Фрейд

В течение жизни мы становимся более эмоционально зрелыми, тем самым улучшая себя, свои отношения и качество своей жизни. Ниже представлен список, составленный последователями Зигмунда Фрейда, тех черт характера, по которым можно судить о зрелости человека.

1. Способность воспринимать конструктивную критику

Это весьма важное качество для справедливой оценки собственных достоинств и недостатков. Не желание замечать свои проблемы, не избавляет нас от них, а лишь поддерживает наши иллюзии и ошибочные представления о самих себе и своей жизни, что в последующем чревато болезненными разочарованиями.

2. Умение приспосабливаться к переменам

Не всегда удается легко и быстро приспособиться к переменам. Каждому нужны и душевные силы, и время для адаптации в изменившихся условиях жизни, будь то резкое изменение планов на день или смена работы или места жительства. Зрелый человек обладает способностью адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

3. Невосприимчивость к стрессам

Невозможно прожить жизнь полностью без стрессов. Они неотъемлемая часть нашей жизни. Важно то, как вы с ними справляетесь. От этого зависит ваше душевное и физическое здоровье и качество вашей жизни.

4. Способность не только принимать, но и отдавать

Баланс «брать-давать» один из основополагающих принципов нашего внутреннего благополучия. Мы можем и принимать и делиться не только материальными активами, но и вниманием, поддержкой, заботой, участием и др.

5. Умение относиться к людям с пониманием

Жизнь – это процесс взаимодействия с людьми, поэтому очень важно, как вы выстраиваете свои отношения. Доброжелательность к людей – один из важнейших факторов отношений.

6. Способность перенаправить негативную энергию в конструктивное русло

Очень важно уметь справляться с негативными эмоциями. Не застревать в них. Из негативного опыта делать позитивные выводы.

7. Умение любить

Люди рождаются со способностью любить, и очень важно пронести это чувство всю свою жизнь.

Эмоциональная зрелость – Альберт Эллис

Негативные эмоции появляются у людей не вследствие окружающих их событий, А вследствие их негативной интерпретации, их иррациональных убеждений, усвоенных с детства и в течение жизни.

Альберт Элис 

13 критериев эмоциональной зрелости (психологического здоровья) от основателя рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии Альберта Эллиса. 

1. Соблюдение собственных интересов. 

Эмоционально зрелый человек ценит прежде всего собственные интересы, хотя готовы до некоторой степени жертвовать ими ради тех, кто ему дорог и небезразличен, но никогда не ставит эту жертвенность самоцелью.

2. Социальный интерес. 

“Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого”. Человек существо социальное, это значит у него есть врождённая потребность в социальных контактах. Именно поэтому эмоционально зрелый человек считается с интересами и личными границами других людей для построения эффективных отношений.

3. Самоуправление. 

Эмоционально зрелый человек, как правило, сам несёт ответственность за то, как проживает свою собственную жизнь.

4. Толерантность.

Предоставляют себе и другим право ошибаться. Даже если им не нравится поведение каких-либо людей, относятся к ним с пониманием и принятием и избегают осуждения их как личностей. 

5. Гибкость.

Эмоционально зрелые люди мыслят гибко, готовы к изменениям, не устанавливает жёстких и неизменных правил ни для себя, ни для других. 

6. Терпимость к неопределенности. 

Зрелый человек принимает идею, что мы живём в мире вероятностей и случайности, где не существует и, возможно, никогда не будет существовать абсолютной определенности. И это не вызывает в нем ужаса, страха или тревоги.

7. Творческий потенциал.

Зрелый человек — натура творческая, у него есть различные интересы. Он творчески подходит к решению проблем. Часто имеют, по крайней мере, один главный творческий интерес. 

8. Рациональны и объективны. 

Эмоционально зрелые люди обладают объективным мышлением. Хотя они способны на глубокие эмоции, они могут рефлексировать свои переживания, действия и представлять их последствия. 

9. Принятие себя. 

Знают свои достоинства и недостатки и стараются принимать себя безусловно. 

10. Рискованность.

Эмоционально зрелые люди способны рисковать и пытаться делать то, что они хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелые, но не безрассудные.

11. Отсроченный гедонизм. 

Эмоционально зрелый человек наслаждается приятными моментами и стремится к долгосрочному удовольствию в будущем. Он избегает краткосрочных удовольствий, если они будут иметь долгосрочные неприятности. 

12. Отсутствие утопизма.

Зрелый человек понимает, что ни мир во всём мире, ни рай на земле, ни какая-либо утопия недостижимы. Он признает, что нереалистично стремиться к полному счастью или к полному отсутствию отрицательных эмоций. 

13. Ответственность за нарушение своего душевного равновесия.

Зрелый человек берет на себя ответственность за свои эмоциональные проблемы и неудачи по жизни. И не стремится занимать оборонительную позицию, обвиняя других людей или социальные условия. 

Эмоциональная зрелость – Гордон Олпорт

Гордон Олпорт – психолог, разработчик теории черт личности – полагал, что созревание человека, в том числе и эмоциональное, – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Согласно теории Олпорта эмоционально зрелый человек характеризуется 6 основными чертами.

1. Зрелый человек имеет широкие границы “Я”. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя “со стороны”.

2. Эмоционально зрелый человек способен к теплым социальным отношениям. Это реализуется через дружескую близость и сочувствие. Дружеская близость проявляется в способности человека проявлять искреннюю глубокую любовь к семье и близким друзьям. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям между собой и другими, проявлять уважение и признание других.

3. Эмоционально зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие. Зрелые люди имеют положительное представление о самих себе. Они умеют справляться со стрессом и собственными эмоциональными состояниями таким образом, что это не мешает благополучию окружающих.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Эмоционально зрелые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле. У них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью. Они стремятся к достижению лично значимых целей. Они могут временно отказываться от своих желаний до тех пор, пока не завершено важное дело.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Олпорт называет это “самообъективацией” (знание собственной психологии). Например, такие люди имеют четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны выделять значимое в собственной жизни. Имеют глубоко укоренившиеся ценности, которые и являются основой его жизни, это и придает смысл и значимость всему, что делает человек.

Эмоциональная зрелость – Нэнси Мак-Вильямс

Человек научившийся управлять своими эмоциями, управляет собственной жизнью.

16 условий эмоционального и психического здоровья (Нэнси Мак-Вильямс)

1. Способность любить – открываться другим людям и быть вовлеченным в отношения с ними. Любить других, не пытаясь идеализировать или обесценивать. Принимать достоинства и недостатки. Здесь речь идет больше о способности отдавать, чем брать. И неважно, о какой именно любви идет речь: партнерских отношениях между двумя взрослыми людьми или родительских чувствах.

2. Способность работать – творить и создавать, ощущая ценность прикладываемых усилий и результата для себя, семьи, общества. Каждому человеку нужно знать, что он делает что-то значимое, нужное, чем может гордиться. В общем смысле способность работать – это не только умение устроиться на конкретную должность или получать стабильный заработок, но возможность реализовывать творческий потенциал, давать миру что-либо новое.

3. Способность играть – в самом широком смысле этого слова (и в обычные игры, детские, с установленными правилами, и в «игры» в переносном смысле – с символами, метафорами, словами, ассоциациями и т.д.). Нэнси делает ссылку на исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, доказавшего огромное значение игры для правильного развития мозга.

Ученый описал игры молодых животных, которые используют телесный контакт в процессе развития. Если не позволить им поиграть один день, на следующий они продолжат с двойным усердием восполнять пробел. Психолог сделал предположение, что гиперактивность у детей может быть связана как раз с недостатком игры.

Также была отмечена общая тенденция современного общества – переход активных игр в разряд пассивных (автор теории обозначает их как «отстраненно-наблюдательные»). Люди все меньше поют, танцуют, занимаются любимыми хобби и спортом, тратя время на наблюдения друг за другом (социальные сети тому в помощь, естественно). Понятно, что для нашего мозга такой стиль жизни – не самый лучший выбор.

4. Безопасные отношения – без насилия эмоционального и физического, деструктивных проявлений, зависимостей и т.д. Неспособность строить здоровые отношения – не приговор, а проблема, с которой поможет справиться психотерапия. Для лучшего понимания вопроса Нэнси вспоминает теорию привязанности Джона Боулби.

3 типа привязанности по Джону Боулби:

  • Нормальная привязанность.
  • Тревожная – неумение быть в одиночестве, зависимость от другого, «прилипание» к нему.
  • Избегающая – тревога внутри живет, даже при наличии способности легко отпускать другого.
  • Дезорганизованный (D-тип выделился позже) – когда человек реагирует на другого, воспринимая его одновременно в качестве источника страха и тепла (и «кусает», и «прилипает»): формируется в результате детских травм, наблюдается у людей с пограничным уровнем личностной организации.

Нарушение привязанности очень распространено, но при должном внимании к проблеме и желании ее решить все реально изменить. Как указывает Нэнси, тип привязанности может измениться естественным образом: когда человек минимум в течение 5 лет пребывает в безопасных и стабильных отношениях со здоровым партнером, либо в процессе психотерапии, на что обычно уходит от 2 лет.

5. Автономия – умение слышать себя, выбирать то, что нужно и хочется для себя (а не окружающим, обществу, навязанным стереотипам и т.д.). Часто недостаток автономии проявляется желанием контролировать какую-либо отдельную сферу жизни.

6. Постоянство себя и объекта (концепция интегрированности) – умение принимать и контактировать со всеми сторонами Я (как положительными, так и не очень), ощущать конфликты, не расщепляясь. Контакт между ребенком (в прошлом), текущим Я, будущей личностью. Способность учитывать и интегрировать все данное природой и полученное в результате развития. Частным случаем нарушения данного условия может быть «нападение» на свое тело, бессознательное невосприятие его как части себя (и тогда тело можно резать, истязать голоданием и т.д.).

7. Способность восстанавливаться после стресса – при условии сильного Эго человек в столкновении со стрессовыми ситуациями умеет адаптироваться к текущей действительности наилучшим образом, не уходя в болезни, не срываясь, не используя для выхода из состояния одну ригидную защиту и т.д.

8. Надежная и реалистичная самооценка – не завышенная и не чересчур жесткая, а адекватная. Так, например, родители часто (из лучших побуждений, надеясь вырастить сильную и уверенную в себе личность) хвалят ребенка без причины, выделяют как самого лучшего.
Необоснованное восхваление – не равно искренние любовь и тепло (которые в здоровых отношениях дарятся не только за что-то и хорошие качества, а просто так). В результате ребенок плохо знает и понимает себя, часто ждет особого отношения к себе от людей и мира, что порождает конфликт.

9. Система ценностных ориентаций – человек как член общества должен понимать смысл различных норм, уметь гибко следовать им. Неспособность к осознанию, нечувствительность к разным моральным, этическим, ценностным нормам и принципам – серьезная проблема.

10. Способность выносить накал эмоций – чувствовать и переживать их, не поддаваясь влиянию. Очень важно уметь одновременно чувствовать контакт и с эмоциями, и с мыслями, ничего не подавляя и не игнорируя.

11. Рефлексия – способность смотреть на себя со стороны (оставаться эго-дистонным), замечать и осознавать проблемы, а потом искать пути решения и эффективно себе помогать.

12. Ментализация – принятие того, что другие люди являются отдельными личностями, с уникальной психологической и личностной структурой, особенностями. Это дает широкие возможности в построении межличностной коммуникации и более глубокого понимания сути отношений.

Так, например, не все понимают, что обида – это не результат слов или действий другого человека, а наше их восприятие. Обида чаще всего вызвана нашим персональным опытом, личностными особенностями, внутренними конфликтами, о которых другой человек (как правило) ничего не знает, поэтому даже если и бьет специально, то наобум и ощутить себя обиженными мы можем лишь из-за собственной уязвимости.

Гармоничного и счастливого, здорового эмоционально и психически человека очень трудно обидеть – он, скорее, посочувствует тому, кто пытается сделать больно, и пойдет дальше, не восприняв близко к сердцу слова другого и оставив ему его груз.

13. Широкая вариативность механизмов защиты и гибкость в их использовании.

14. Баланс между усилиями для себя и своего окружения – способность заботиться, не игнорируя интересов партнера, быть собой и заботиться еще о ком-то.

15. Чувство витальности – ощущение себя по-настоящему живым (не только функционирующим организмом, но умеющим чувствовать вкус жизни, находиться в моменте, наполняться и делиться энергией).

16. Принятие всего, что изменить мы не в силах – способность честно и искренне грустить, испытывать скорбь, принимать собственную ограниченность, оплакивать то, чего нет и т.д.

Все 16 элементов могут считаться условиями психического здоровья и представляются высшей целью психотерапии. Количество и комбинации пробелов у каждого человека могут сильно отличаться. Все элементы определенным образом взаимодействуют между собой, при должном внимании можно отыскать закономерности в развитии или отсутствии тех или иных способностей.

Конечно же, все люди разные и не существует универсального рецепта здоровья. Но даже после беглого прочтения этих пунктов, при наличии умения воспринимать себя трезво и реально (видеть себя, а не собственные идеализации) становится ясно, как обстоят дела с эмоционально-психическим состоянием и где стоит покопаться глубже.

С любовью,
Психолог. Ментор. Трансформационный тренер
Мария Марихами

По всем вопросам обращайтесь
вконтакте  или в телеграм личным сообщением

Подпишитесь на мой ютуб и рутуб

Чтобы узнавать самое интересное подписывайтесь на мой телеграм

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий